Евгений Трофимов. Конституционная Трагедия. 20 октября 2019
Google продолжает удалять особо опасные иллюстрации. Это - судьба статьи с её первой редакции. Но есть ЖЖ: там всё на месте. Часть 1 milena-cotliar.livejournal.com/24735.html Часть 2 milena-cotliar.livejournal.com/25065.htm l Суть дела milena-cotliar.livejournal.com/25212.html
Спасибо за расскрин иллюстраций, но так как всё же здесь a-cod.blogspot.com/2019/10/blog-post_20.htm они съедены, то ссылки я оставлю
__Вместо эпиграфа
"...символический статус, огромные властные полномочия (напоминающие, кстати говоря, дуалистическую монархию) и возможность воспроизводить себя у власти в течение очень длительного периода, по существу неограниченного — создают предпосылки для появления новой политической системы."
Андрей Медушевский, Эхо Москвы, 28 июня 2020
Через 10 лет после принятия Конституции России, Председатель Конституционного суда Российской Федерации В. Д. Зорькин заявил:
«...я заметил различия между тем, что было утверждено в самый последний момент Большого совещания, и тем текстом, который был вынесен на референдум. Но я бы не сказал, что эти изменения меняли в корне конструкцию Конституции. Вопрос в том, что изменили и что добавили. Одно дело – ведь изменить республику на монархию, а другое дело – переставить запятую. Да, отдельные нюансы изменились».
На самом деле Председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин, как опытный «государственник», понимающий расклад политических сил, говоря об изменении «отдельных нюансов», не просто упростил ситуацию, он её исказил качественно, выдав чёрное за белое. Монархия – не самое страшное зло по сравнению с тем, что случилось.
В процессе принятия Конституции России, произошла величайшая фальсификация. Фальсификация результатов «референдума» 12 декабря 1993 года, о которой известно конституционалистам во всём мире, явилась лишь прикрытием величайшей конституционной авантюры – подмены одного конституционного проекта другим.
В процессе принятия Конституции России, произошла величайшая фальсификация. Фальсификация результатов «референдума» 12 декабря 1993 года, о которой известно конституционалистам во всём мире, явилась лишь прикрытием величайшей конституционной авантюры – подмены одного конституционного проекта другим.
Вместо разработанного и одобренного Конституционным Совещанием, подписанного Президентом Российской Федерации, представителями Президента Российской Федерации, представителями бизнеса, религиозных общин, самоуправлений, Правительства Российской Федерации, народными депутатами rusconstitution.ru/term/95/ и поддержанного миллионами граждан РФ на «референдуме»(общегражданском голосовании) 12 декабря 1993 года проекта Конституции России, в новый 1994 год россияне вошли с Конституцией, отличающейся от изначально опубликованной для всеобщего ознакомления, – от той, за которую, пусть частично и не осознанно, голосовали на декабрьском «референдуме».
Политологический анализ проекта Конституции Конституционного Совещания и проекта «конституции-фальсификата», разработанного в Администрации Президента Российской Федерации под руководством С. А. Филатова, свидетельствует о том, что два документа концептуально отличаются, что позволяет говорить об отсутствии в стране легитимной Конституции, получившей всенародное одобрение. Причём действующая «конституция-фальсификат» не может считаться ни Конституцией, – так не была принята на референдуме, а была подменена после его окончания, – ни Основным законом, так как в её разработке участвовали сотрудники Администрации Президента, а не законодатели и не представители специально создающихся для этих целей конституционных органов.
Политологический анализ проекта Конституции Конституционного Совещания и проекта «конституции-фальсификата», разработанного в Администрации Президента Российской Федерации под руководством С. А. Филатова, свидетельствует о том, что два документа концептуально отличаются, что позволяет говорить об отсутствии в стране легитимной Конституции, получившей всенародное одобрение. Причём действующая «конституция-фальсификат» не может считаться ни Конституцией, – так не была принята на референдуме, а была подменена после его окончания, – ни Основным законом, так как в её разработке участвовали сотрудники Администрации Президента, а не законодатели и не представители специально создающихся для этих целей конституционных органов.
Вряд ли С. А. Филатов и Б. Н. Ельцин, удаляя прилагательное «суверенное», руководствовались стремлением установить превосходство гражданского суверенитета над суверенитетом государственным. О последнем свидетельствует не только концепция «конституции-фальсификата», устанавливающая суперпрезидентский характер, но и политическая практика ельцинского и путинского периодов, связанная с нуллификацией политических прав и свобод граждан и витализацией монархических трендов.
Итак, рассмотрим скрины статей проекта Конституции Конституционного Совещания (на белом фоне), одобренной основными политическими акторами и опубликованной для всенародного ознакомления, и действующей «конституции-фальсификата», подменившей первую (на сером фоне).
Итак, рассмотрим скрины статей проекта Конституции Конституционного Совещания (на белом фоне), одобренной основными политическими акторами и опубликованной для всенародного ознакомления, и действующей «конституции-фальсификата», подменившей первую (на сером фоне).
Несмотря на то, что в двух проектах конституций республики называются государствами, в действующей «конституции-фальсификате», данному положению уделяется несравнимо меньшее внимание, что обеспечивает абсолютное превалирование федерального центра над регионами, способствует превращению последних в колониальные территории, подрывает союзную стабильность.
«Сегодня имеют место вызовы, риски, угрозы поступательному конституционному развитию субъектов Федерации, - отмечает Ш. Ш. Ягудин. <…> Как ни странно, на практике и в науке подвергается сомнению государственная природа республик РФ, что они в прямом смысле государствами не являются. Об этом говорят многие учёные, государствоведы <…> реально есть государства самостоятельные, являющиеся субъектами международного права, отдельно существующие. Но есть и государства в составе государства. Среди 17 земель Германии Бавария, Саксония, Тюрингия в своих Конституциях называют себя свободными государствами ФРГ».
«Сегодня имеют место вызовы, риски, угрозы поступательному конституционному развитию субъектов Федерации, - отмечает Ш. Ш. Ягудин. <…> Как ни странно, на практике и в науке подвергается сомнению государственная природа республик РФ, что они в прямом смысле государствами не являются. Об этом говорят многие учёные, государствоведы <…> реально есть государства самостоятельные, являющиеся субъектами международного права, отдельно существующие. Но есть и государства в составе государства. Среди 17 земель Германии Бавария, Саксония, Тюрингия в своих Конституциях называют себя свободными государствами ФРГ».
В проекте Конституции, одобренном Конституционным Совещанием, была предпринята попытка своего рода «дегитлеризации», которую не осмелились осуществить в Германии, получившей от фюрера Адольфа Гитлера вместо многих гражданств всех возможных земель единое гражданство, обезличившее многие сообщества с их культурами и государственными и республиканскими историями. Но Конституционный кризис не дал ни единого шанса воплотиться свободолюбивой инициативе, защитив привычные феодальные закрепление на землях и централизм.
В последующем данная «правка» привела к процессу «вертикализации» политической системы и законодательной унификации, заставив региональные органы отказаться от ранее установленных прогрессивных политико-правовых норм. Достаточно подробно данная проблема была освещена в начале века в работах татарских политологов и государствоведов. Черта была проведена в 2004 году в момент принятия унитарного закона о референдуме, отличавшегося от предпринятых попыток в этой теме до него.
«Конституцией-фальсификатом» устанавливаются иные наименования республик: из названий республик, удаляется понятие «Советская Социалистическая».
После официального опубликования проекта Конституции Конституционного Совещания в проект не могли вноситься никакие правки, включая изменения в наименовании субъектов России, произведённые региональными органами, так как они могли способствовать, введению в заблуждение граждан, закономерно витализуя вопрос о легитимности новой Конституции России.
Фальсификаторы, очевидно, руководствуясь идеологическими соображениями, через подмену Конституции России, установили их новые названия (возможно предварительно, вступив в сговор с региональными государствами!), что, кроме прочего, является явным вмешательством в компетенцию жителей республик. При этом положение о том, что «Изменение названия республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного круга осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно», установленное в проекте Конституции Конституционного Совещания было подменено другим положением, предположительно, с целью минимизации визуальных отличий.
В части 2 статьи 75 действующей «конституции-фальсификата» особое место уделяется Центральному банку РФ, подчёркивается его основная функция – «защита и обеспечение устойчивости рубля», а также его независимость от других государственных органов при её осуществлении.
Проект Конституционного Совещания, не исключал возможности влияния на Центральный банк РФ других государственных органов, включая представительные. Невмешательство других государственных органов, включая представительные, в деятельность Центрального банка Российской Федерации – нонсенс, связываемый некоторыми исследователями и политическими деятелями с колониальным характером России.
При этом, исходя из недостатка правового регулирования, в первую очередь выраженного в отсутствии в РФ законодательного закрепления разделения сил на общество и государство с соответствующе разделёнными на частный и публичный принципами права, где государству можно только прямо разрешённое законом, республики не могут защитить от центра свои территории.
Это развитие событий определил и тот фактор, что благодаря ельцинской правке в статье 6 не получившие права на гражданства своих республик граждане так же оказались не в состоянии и защитить границы своих субъектов федерации, просто-напросто потому, что они не являются их гражданами. Всё это на практике даёт такие результаты, что Ингушетия, имея в Конституции Республики требование на обязательное проведение референдума при изменении территории, потеряла её треть.
«… общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (статья 77),
что ограничивает право субъектов самостоятельно устанавливать систему региональных государственных органов и вступает в противоречие с пунктом «н» статьи 72, как ранее отмечавшейся как прогрессивной.
Значительным элементом переворота является то, что в проекте С. А. Филатова появляется новый конституционный орган – Совет Безопасности, который отсутствует в проекте, одобренном Конституционным Совещанием. Президент Российской Федерации в свою очередь наделяется правом его формировать и возглавлять.
В филатовском проекте Президент Российской Федерации также утверждает военную доктрину Российской Федерации. Но если С. А. Филатов в своём проекте указывал на утверждение президентом основных положений военной доктрины, то Б. Н. Ельцин решил утверждать доктрину в целом (собственноручная правка проекта Б.Ельциным).
В филатовском проекте Президент Российской Федерации также утверждает военную доктрину Российской Федерации. Но если С. А. Филатов в своём проекте указывал на утверждение президентом основных положений военной доктрины, то Б. Н. Ельцин решил утверждать доктрину в целом (собственноручная правка проекта Б.Ельциным).
В соответствии со статьёй 88 «конституции-фальсификата», в случае введения чрезвычайного положения, Президент Российской Федерации обязан сообщить об этом не только Совету Федерации, что предполагал конституционный проект Конституционного Совещания, но и Государственной Думе. Учитывая отмену собственноручной правкой Ельцина в статье 107 обязательной выборности членов Совета Федерации при бывшем единственно возможным для них депутатском статусе, последовавшая за соответствующим изменением статей 94 и 95 из проекта, одобренного Конституционным Совещанием не невыборный вариант Совфеда, имеет обширные узурпационные возможности для президента.
Филатовский проект действующей «конституции-фальсификата», с правками Б. Н. Ельцина, существенно расширяет полномочия Президента Российской Федерации в сфере указного права и распорядительных функций – Б. Н. Ельцин собственноручно вычеркнул положение, ограничивающие его возможности в данных областях нормой «во исполнение полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
Существенные различия положений конституционных проектов имеются в статье 92: увеличен период до дня голосования с двух до трёх месяцев с момента досрочного прекращения полномочий «главой государства», что делает невозможными два срока подряд, поскольку уже не может приравниваться к отпуску. Исходя из этого любой следующий срок у президента не является идущим подряд за предыдущим.
При недостаточном правовом регулировании, о котором упомянуто в данном тексте выше, это даёт государству идею утверждать, что действующий президент всегда может идти на следующий срок, поскольку у него все сроки – не подряд. На вывод о манипулятивном характере этого изменения может наталкивать и тот факт, что установлены ограничения для исполняющего обязанности Президента РФ – «не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».
Несмотря на то, что оба проекта закрепляют бикамеральную (двухпалатную) структуру парламента, в главе 5 «Федеральное собрание» также имеются существенные различия, о чём было уже упомянуто выше.
При недостаточном правовом регулировании, о котором упомянуто в данном тексте выше, это даёт государству идею утверждать, что действующий президент всегда может идти на следующий срок, поскольку у него все сроки – не подряд. На вывод о манипулятивном характере этого изменения может наталкивать и тот факт, что установлены ограничения для исполняющего обязанности Президента РФ – «не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».
Несмотря на то, что оба проекта закрепляют бикамеральную (двухпалатную) структуру парламента, в главе 5 «Федеральное собрание» также имеются существенные различия, о чём было уже упомянуто выше.
Если проект Конституционного Совещания предписывает формирование Совета Федерации гражданами с помощью прямых выборов, что предполагает попадание в Совет депутатов федерации и представителей от органов местного управления и независимых кандидатов, то поправки Б. Н. Ельцина и сам проект С. А. Филатова ограничивают право граждан на формирование «верхней палаты» назначением от исполнительного органа субъекта Российской Федерации и косвенными выборами – от законодательного и назначенчеством от представительного органов субъекта Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от представительных и исполнительных органов власти» (собственноручная поправка Б. Н. Ельцина). В редакции Конституции 2014 года до 10% членов Совета Федерации уже являются назначенцами президента.
Отличается численный состав депутатов Государственной Думы – 400 депутатов в проекте Конституционного Совещания и 450 – в проекте С. А. Филатова. Это отражает ситуацию вокруг конституционного кризиса 1993: подкупы через раздачу должностей.
Если статья 96 проект Конституции России, опубликованная для всенародного обсуждения устанавливала возрастной ценз для депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы от 21 года, то проектом действующей «конституции-фальсификата» возрастной ценз устанавливается только для депутатов Государственной Думы. Данное изменение привело к установлению возрастного ценза для члена Совета Федерации – 30 лет, лишив права граждан в возрасте от 21 до 30 лет права оказаться в составе «верхней палаты». При этом процедура формирования Совета Федерации оказалось «закрытой», то есть подконтрольной «главе государства».
Проект С. А. Филатова упростил решение вопроса о депутатской неприкосновенности, ликвидировав необходимость предоставления заключения специализированной комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации на представление Генерального прокурора Российской Федерации.
Проект С. А. Филатова упростил решение вопроса о депутатской неприкосновенности, ликвидировав необходимость предоставления заключения специализированной комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации на представление Генерального прокурора Российской Федерации.
В проекте С. А. Филатова – действующей «конституции-фальсификате» отсутствует указание на важнейшую функцию Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации) – функцию парламентского контроля, что ослабляет институциональность российского парламента.
Изменён и функционал палат Федерального Собрания, что соответствует вышеизложенным положениям «конституции-фальсификата». Так, в проекте Конституционного Совещания Государственная Дума назначает Председателя Правительства РФ, а в проекте С. А. Филатова даёт согласие президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ (абз. «а» статей 102 и 103 соответственно). Об этом уже было сказано выше, но факт имеет предельную важность.
Если проект Конституционного Совещания, ограничивает возможность Президента Российской Федерации двукратным внесением одной и той же кандидатуры Председателем Правительства РФ и предоставляет «главе государства» распустить Государственную Думу после трёхкратного отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации, то проект С. А. Филатова – действующей «конституции-фальсификата» не ограничивает Президента Российской Федерации в возможности внесения одной и той же кандидатуры трёхкратно, и обязывает его распустить «нижнюю палату»:
«после трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу Российской Федерации и назначает новые выборы» (статья 111 ч.4).
«после трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу Российской Федерации и назначает новые выборы» (статья 111 ч.4).
Как уже было дважды сказано выше, проекты содержат различный механизм отправки Правительства Российской Федерации в отставку. В соответствии с проектом С. А. Филатова Президент Российской Федерации может отправить Правительство Российской Федерации в отставку самостоятельно, в то время как в опубликованном для общегражданского обсуждения проекте Конституционного Совещания Президент Российской Федерации «вправе поставить перед Государственной Думой вопрос об отставке Правительства». При этом срок рассмотрения вопроса об отставке Правительства Российской Федерации ограничивается одной неделей с момента его постановки перед депутатами Государственной Думы, после чего Президент Российской Федерации повторно объявляет об отставке Правительства Российской Федерации, приобретая право распустить федеральный исполнительный орган.
Интересно то, что в филатовском проекте – в действующей «конституции-фальсификате» – появляется положение в соответствии с которым Председатель Правительства Российской Федерации может поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации перед Государственной Думой. Если Государственная Дума в доверии оказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Данная норма способствует неустойчивости Государственной Думы и может использоваться в качестве инструмента подрыва её авторитета в обществе.
В условиях суперпризедентства таковое ведёт к снятию ответственности с Президента РФ и органов–сателлитов за действия, расходящиеся с «духом закона». В политической практике известны случаи, когда Конституционный Суд Российской Федерации принимал прямо противоположные решения по идентичным делам, в частности вынужденным участием своего главы pro-forma в третьей и четвёртой инаугурациях одного и того же лица в роли президента РФ после признаний неконституционной практики занятия одним и тем же лицом должности Президента Российской Федерации в третий и более раз в форме Определения и казуального толкования статьи 81 ч.3 .
Вертикалистский тренд ярко обозначен в статьях о прокуратуре. Если в проекте Конституционного Совещания внимание в первую очередь обращается на предназначение прокуратуры, как органа осуществляющего надзорные, контрольные, правоохранительные функции, то в проекте С. А. Филатова фокус сделан на структуре прокуратуры как «единой централизованной системы», de facto замыкающейся на «главе государства». Данное отличие также подчёркивает концептуальное различие двух проектов. «Филатовский проект» позволил провести изменения в Конституции РФ в 2014 году, столкнувшие этатистскую конституционную вязь в сторону явно близкого родства с легалистскими диктатурами материка второй трети прошлого века.
Вертикалистский тренд ярко обозначен в статьях о прокуратуре. Если в проекте Конституционного Совещания внимание в первую очередь обращается на предназначение прокуратуры, как органа осуществляющего надзорные, контрольные, правоохранительные функции, то в проекте С. А. Филатова фокус сделан на структуре прокуратуры как «единой централизованной системы», de facto замыкающейся на «главе государства». Данное отличие также подчёркивает концептуальное различие двух проектов. «Филатовский проект» позволил провести изменения в Конституции РФ в 2014 году, столкнувшие этатистскую конституционную вязь в сторону явно близкого родства с легалистскими диктатурами материка второй трети прошлого века.
Положения Главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» в двух проектах также отличаются. Проект Конституции России, одобренный Конституционным Совещанием и вынесенный на всеобщее обсуждение не предполагает всенародного голосования по поправкам к главе 1 и главам 2-8. В первом случае предполагается поддержка изменений положений главы 1 тремя пятыми голосов от общего числа депутатов каждой из палат Федерального Собрания, в случае поддержки ими поправок и изменений в Конституцию – созыв Конституционного Собрания, подтверждающего либо неизменность Конституции, либо принятие ими новой Конституции; во втором случае – поправки к положениям глав 2-8 вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации.
В проекте С. А. Филатова, во-первых, устанавливается норма, не позволяющая пересмотреть Федеральным Собранием не только положения главы 1, как в проекте Конституционного Совещания, но и 2-й и 9-й глав. Далее механизм изменения конституции в «филатовском проекте» предполагает не только необходимость поддержки поправок для их внесения тремя пятыми голосов от общего числа депутатов каждой из палат Федерального Собрания и, в случае поддержки ими изменений в Конституцию, – созыв Конституционного Собрания, подтверждающего либо неизменность Конституции либо принятие новой Конституции, но и вынесение проекта Конституции на всенародное голосование.
В завершающей части краткого анализа деталей конституционного кризиса, в котором мы живём 26 лет, стоит обратиться к различиям между двумя проектами Конституции РФ в третьей статье – к теме узурпации власти. Данная тема встала в 1993 в центр конфликта между страной и президентом, являясь его отправной точкой. К исключению из Конституции понятного во всём мире слова «узурпация» привела случившаяся узурпация а не придуманное в процессе оправдания удаления слова узурпация, что в Конституции нет [и не должно быть :-)] ни одного иностранного слова, при том, что русский язык, как и многие другие, полон заимствований, его сформировавших. Например слова «республика», «демократия», «суверенитет», как и само слово «конституция», заимствованы. Определение узурпации, как априори особо тяжкого преступления, тоже не устроило Б.Н.Ельцина и было заменено на упоминание о федеральном законе, которого как не было так и нет. А вопрос узурпации власти как стоял в 1993 году на повестке дня номером 1 так и стоит.
Разработанный и одобренный Конституционным Совещанием, подписанный Президентом Российской Федерации, представителями Президента Российской Федерации, представителями бизнеса, религиозных общин, самоуправлений, Правительства Российской Федерации, народными депутатами rusconstitution.ru/term/95/ и поддержанный миллионами граждан РФ на «референдуме»(общегражданском голосовании) 12 декабря 1993 года проект Конституции России, был подменен нелегальным, подписанным в сущности непонятно кем уполномоченными лицами, в результате явного сговора. Проект Конституции, который называют действующей Конституцией, в корне отличается от опубликованного для всеобщего ознакомления и одобренного конституционным совещанием. По мысли тех, кто издал бюллетени, на голосовании видимо хотели легализовать мошенническим способом именно новый проект, но с ним не успели ознакомиться. И если он и был опубликован, разница между проектами не была разъяснена, и проекты Конституций референдумами никогда не утверждаются.
* * * * *
Почему не восстали граждане?
Во-вторых, обсуждение и принятие Конституции России шло в условиях политической и экономической усталости не только граждан, но и противостоящих друг другу политических сил. После же расстрела Белого Дома и масакры на стадионе «Красная Преспя» граждане стали готовыми на всё, лишь бы начать «мирную жизнь». В этом плане эффективным оказалось обращение Б. Н. Ельцина к согражданам накануне декабрьского «референдума»: «Не примем её (Конституцию РФ – Авт.) – получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании. Неужели мы не устали от всего этого?». Заявлением нагнеталась атмосфера страха, препятствующая рациональному выбору россиян и подталкивающая их «проглотить» текст не глядя.
В-третьих, выступая за скорейшее принятие Конституции России, Б. Н. Ельцин одновременно создавал препятствия для обсуждения проекта Конституции России, одобренного Конституционным Совещанием. С последним к моменту декабрьского голосования, по оценкам Н. И. Рыжкова, было знакомо не более 1 % населения страны.
В-третьих, выступая за скорейшее принятие Конституции России, Б. Н. Ельцин одновременно создавал препятствия для обсуждения проекта Конституции России, одобренного Конституционным Совещанием. С последним к моменту декабрьского голосования, по оценкам Н. И. Рыжкова, было знакомо не более 1 % населения страны.
Послесловие от блоггера от Аврора Конституция
Зачем ТРИ месяца? А это аварийный запас на утрясание тем введения чп-вп. Ну например на организацию жирной войнухи. U.S.-демики и нео-консервы всегда помогут, при чём просто во всю ширь, во все сразу рубильники.
Как там у Гольдфарба-то? https://a-cod.blogspot.com/2020/04/15-2020.html
==Сто лет назад испанка, наряду с войной, стала причиной эпохальных политических изменений в Европе. Кто знает, может быть через год, мы, если доживем, станем свидетелями встречи двух новых президентов — Байдена и Навального.==
Чтение по теме ТАЙНА АПРЕЛЬСКОГО РЕФЕРЕНДУМА
Комментарии
Отправить комментарий